Специалисты Межгосударственного авиационного комитета прибыли в Бишкек для расследования крушения транспортного «Боинга-747-400». Самолёт со специалистами МАК приземлился в аэропорту «Манас» в семь часов вечера. Они и должны выяснить, почему рухнул самолёт. Параллельно расследованием авиакатастрофы занимаются правоохранительные органы Кыргызстана.
В дачном посёлке близ аэропорта «Манас» кажется, никогда не было так многолюдно. Чуть ниже за оцеплением правительственные чиновники успокаивают растерянных сельчан, внутри милицейского кордона всё еще активно продолжается разбор завалов.
Накануне, по счастливой случайности обнаружили один из самых главных приборов разбившегося «Боинга» - бортовой самописец. Извлекать второй черный ящик спасателям строго-настрого запретили. Нужно дождаться специалистов Межгосударственного авиационного комитета.
Аварийные самописцы изготавливают из специальных материалов и поэтому им не страшны ни огонь, ни вода, ни ударные перегрузки. Естественно в разумных пределах.
Бортовой самописец собирает сведения о состоянии материальной части воздушного судна - давление топлива на входе в двигатель, давление в гидросистемах, обороты двигателей, температура газов за турбиной. Хранятся в нём записи и о действиях экипажа - степень отклонения органов управления, уборка и выпуск взлётно-посадочной механизации. Навигационная информация - скорость и высота полёта, курс.
Обычно на воздушное судно устанавливаются два бортовых самописца: речевой, записывающий переговоры экипажа, и параметрический, фиксирующий параметры полёта.
Специалисты МАК после многомесячного исследования всех данных вынесут своё заключение. Подключатся к расследованию и турецкая сторона как эксплуататор воздушного судна, и американская - как производитель. В прессе уже появились предполагаемые версии крушения лайнера.
Источник МАК СНГ: «Катастрофа грузового самолёта «Boeing-747» могла произойти из-за стечения нескольких факторов - сложных метеоусловий и ошибки пилотов».
«По предварительным данным, катастрофа могла произойти из-за плохих метеоусловий - тумана. Экипаж "промахнулся" по полосе и решил уйти на второй круг, при этом, не убрав шасси. Те задели забор, и самолёт упал. То есть чистая ошибка пилотов» - отметил генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» РФ Виктор Горбачев.
«У лайнера могла отключиться электроника, обеспечивающая посадку. Или какой-то сбой аэродромного оборудования. Два варианта: ошибка экипажа или отказ бортового или аэродромного оборудования. Гадать не хочется. Нужно дождаться результатов расследования» - также заявил авиаэксперт Александр Романов.
Самолёт промахнулся и зашёл на взлётно-посадочную полосу слишком поздно - он протаранил фюзеляжем бетонный забор и рухнул на посёлок. В российской прессе пишут, что в последний момент экипаж попытался избежать столкновения с землёй и вывел самолёт на предельный угол атаки. От этого груз мог сорваться с крепления и сместиться в хвостовую часть, что только усугубило ситуацию.
Если это так, то похожий случай произошёл с американским грузовым самолётом Boeing 747 в апреле 2013 года в Афганистане. На высоте около 350 метров нос транспортника резко задрало вверх, после чего он упал.
Хоть и поздно, но дадут правовую оценку и действиям чиновников, которые дали добро на строительство домов близ аэропорта.