Жаңылыктар
С. Жээнбеков поручил ускорить работу по реализации Концепции региональной политики
Политика
С. Жээнбеков поручил ускорить работу по реализации Концепции региональной политики

Ускорить работу по реализации Концепции региональной политики поручил Премьер-министр Сооронбай Жээнбеков. Напомним, ранее в Кыргызстане были отобраны 20 городов, развитие которых станет приоритетным. В них должны быть созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, работы, а также жизни и отдыха людей. Реализация всех этих планов должна стать серьёзным стимулом для положительных изменений в каждом регионе и стране в целом.

После обретения Кыргызстаном независимости, по разным причинам регионы развивались неравномерно. Сегодня к слову это одна из главных причин внутренней миграции. Например, основной вклад в ВВП страны дают Бишкек, Чуйская и Иссык-Кульская области. Но в столицу из глубинки люди переезжают не только в поисках работы, в большом городе больше возможностей, более развита инфраструктура, качественная медицина и образование, которыми пока не могут похвастаться областные и районные центры. Исправить положение в правительстве рассчитывают за счет принципиально новой региональной политики. Она изложена в концепции, которая была представлена кабинетом министров в начале апреля. Программа рассчитана на 4 года. Коротко ее суть заключается в следующем - держать на дотациях целую область невыгодно и неэффективно, но можно вложить в развитие отдельного города или района, вслед за которым по цепочке в лучшую сторону изменится жизнь в населенных пунктах по соседству. Поэтому 20 городов, которые для начала были отобраны по всей стране, в правительстве так и называют - «точки роста».



Для местных жителей государство обязуется развивать социальную инфраструктуру, строить дороги, школы, больницы и парки. Другими словами, чтобы в моногородах вновь появились условия для комфортной жизни и отдыха. Это должно замедлить выезд людей. Но остановить внутреннюю миграцию, а в перспективе и повернуть ее обратно, могут только новые рабочие места, а здесь уже должен подключиться бизнес. Поэтому при отборе пилотных городов учитывались их географическое положение, состояние существующей инфраструктуры и производственный потенциал. При этом как действующие, так и будущие промышленные и перерабатывающие производства в основном должны быть ориентированы на использование местного сырья и продукцию местных сельхозпроизводителей. Таким образом в отдельно взятом регионе формируется единый рынок. 

Улучшать состояние инвестиционного климата в регионах государство рассчитывает за счет низких ставок по кредитам и налоговых льгот. Соответствующие решения уже приняты. Кроме этого гарантийные фонды для среднего и малого бизнеса появятся в каждом регионе, с учетом его "специализации". Логично, что например на Иссык-Куле нужно развивать бизнес-проекты в сфере туризма. Однако только этим потенциал области не ограничивается, говорит полномочный представитель Правительства в этом регионе Узарбек Жылкыбаев.

Что касается туризма, то сейчас в области стараются сломать стереотип что Иссык-Куль это только летний пляжный отдых. В ближайшие годы здесь появятся пять современных, высококлассных горнолыжных баз. Работа уже ведется. Планируют развивать туризм и в Таласской области.

Многое будет зависеть и от самих жителей отобранных городов. Например мэрия Джалал-Абада уже подготовила 10 проектов по улучшению работы муниципального транспорта, решения проблем парковок, освещения очистных сооружений. Для горожан и туристов хотят даже построить канатную дорогу. Каракол представил программу социально-экономического развития, состоящую из 7 проектов на сумму более 8 миллионов долларов. А вот остальные населенные пункты пока медлят со своими бизнес планами. Это стало поводом для критики со стороны премьер-министра. 

Концепция дает возможность регионам реализовать свои уникальные конкурентные преимущества, активизировав внутренние источники роста. Но чтобы эти планы не остались на бумаге, разработчики заложили в программу и новые критерии оценки эффективности, и механизмы государственно-частного партнерства, и обновленные подходы к распределению имеющихся у региона финансовых ресурсов