Жаңылыктар
Ответ правительства КР на заявление премьера Казахстана
Политика
Ответ правительства КР на заявление премьера Казахстана

Правительство Кыргызстана сделало ответное заявление на высказывание премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, озвученного 25 октября в ходе заседания Евразийского межправсовета в Ереване. 


Заявление Премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, по нашему мнению, в большей степени направлено на оправдание действий Казахстана по нарушению норм прав ЕАЭС и ВТО и по отдельным моментам не соответствует действительности. По информации казахской стороны, за 2014-ый - 2016-ый годы у всех стран-членов ЕАЭС кроме Кыргызской Республики, наблюдается снижение объема импорта из Китая. 


Стоит отметить, что Кыргызстан стал членом союза 12 августа 2015 года, а механизм распределения и зачисления ввозных таможенных пошлин согласно Договору заработал лишь в октябре 2015 года. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопоставление данных за три года не корректно. 


Вместе с тем стоит отметить, что в 2015-ом по сравнению с 2014 годом объем импорта из Китая согласно официальным данным ЕАЭК снизился на 6,4 процента. А за 2016 год рост импорта составил 12 %. Таким образом, можно говорить о том, что рост произошел исключительно за счет введения в действие Единого таможенного тарифа ЕАЭС и перехода к стоимостным показателям ставок и стандартам Евразийского экономического союза в части таможенного администрирования, -говорится в сообщении.


Более того, за 8 месяцев этого года наблюдается снижение объема импорта из Китая на 3,5 процента, а это около 927 млн долларов. При этом наблюдается увеличение объема импорта из Китая во все другие страны ЕАЭС, за исключением Кыргызстана. Так, импорт из Китая в Казахстан увеличился на 35,9 % это около 3 миллиардов долларов. Поэтому перетока товаров из Китая в Кыргызстан не происходит. 


В своем выступлении Бакытжан Сагинтаев отметил, что за 2015 год, по данным КНР, экспорт в нашу страну составил 4,3 млрд долларов. По данным Кыргызстана же импорт составил 1 млрд долларов. В то же время, согласно статистической базе Comtrade, экспорт из КНР в Казахстан составил 8,4 млрд долларов, в то время как импорт Казахстана из Китая составил 3,7 млрд долларов. Таким образом, расхождение составляет 4,6 млрд долл.


За 2016 год премьер-министр Казахстана также отметил расхождение цифр. Однако важно отметить, что увеличение объемов «серого импорта» на млрд 300 млн долларов в Казахстане в прошлом году совпадает со вступлением соседней страны в ВТО. Относительно мнения о потери таможенных пошлин зА три года в 828 млн долларов, считаем, что данное утверждение также некорректно, так как Кыргызская Республика присоединилась к ЕАЭС 12 августа 2015 года, т.е. находится в интеграционном объединении всего два года, -говорится в сообщении.


Кроме того, в заявлении Премьер-министра Казахстана не приводится точный механизм расчета сумм потерь таможенных пошлин. Если предположить, что объем потерь таможенных пошлин рассчитывается путем умножения средней таможенной ставки на величину расхождения в объемах импорта из Китая, то применение этого метода является необоснованным. При этом, применяя аналогичный метод к Казахстану в отношении расхождений по импорту сумма потерь ввозных таможенных пошлин от использования схем «серого импорта» в Республику Казахстан в общий бюджет ЕАЭС за 3 года должна составить более млрд долларов.


Необходимо отметить, что в целом данные вопросы актуальны не только для Кыргызстана, но и для Казахстана. Полагаем, что озвученные проблемы будут решены при внедрении единого механизма прослеживаемости и маркировки товаров в рамках интеграции. При этом кабмин отмечает, что установление для Кыргызской Республики усиленных механизмов контроля товаропотока можно рассматривать как инструмент скрытого ограничения торговли и дискриминации, что в итоге не способствует достижению основных целей и принципов Союза, -сказано в заявлении.