В КР малый и средний бизнес обеспечил рост производства во всех сферах экономики. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (без крестьянских и фермерских хозяйств) в январе-июне этого года составила 81 тысячи человек. В Базар-Коргонском районе действует производственный цех по изготовлению мыломоющих средств. Также здесь местные предприниматели ведут малый бизнес – это производство пескоблока, летней обуви и туалетной бумаги. Работают более 60 человек. Говорит частный предприниматель Мирсал Абдурасулов.
Мирсал Абдурасулов: В основном мы производим туалетную бумагу, потом мебель, пескоблок и брусчатку. У нас есть план выйти на все рынки КР.
А это уже истории созидания и примеры успешной реализации бизнес-идеи в среднем предприятии. Герои репортажа простые жители села Тамга Иссык-кульской области. Частные предприниматели, которые, не ожидая посторонней помощи, самостоятельно развивают свое дело. Для них малый и средний бизнес - это выпуск экологически чистой мыломоющей продукции. Шесть женщин с помощью денег от японских инвесторов начали продавать целебное мыло. Говорит одна из женщин Майрамкул.
Майрамкуль: В продукции – никаких химических добавок. Составляющие только натуральные – масло, воск, козий жир, полынь, крапива, ромашка и календула. У каждого мыла своя упаковка, есть наклейка с описанием. У нас есть гарантия на мыло, даже через пять лет с ним ничего ни произойдет. Еще в 2011 году мы получили знак качества.
А это уже мнение покупателя Марата Каратаева.
Марат Каратаев: Мне нравится мыло козье молоко, так как приятный запах. Обладает омолаживающими и отбеливающими свойствами. Кожа становится нежной.
Принято считать, что перед тем, как открыть свой малый бизнес нужно вложить уйму денег и к тому же влезть в долги. Предприятие, о котором мы расскажем дальше уже может считаться успешным стартапом. Айбек Умаров руководитель отдела продаж цеха по производству пельменей. Наш герой не стал уповать, как это часто бывает, на помощь государства. Он открыл собственный бизнес – пельменный цех. Ко всему прочему этот стартап обеспечил рабочими местами.
Айбек Умаров: мясо у нас свое продукция не содержит консервантов. Из говядины полуфабрикаты изготавливаются. Соотношения мяса, теста и фарша: 60 процентов фарш, 40 процентов тесто. Халал комитет приходил и все проверял, мы получили официально сертификат. Все ручная лепка не используем производственные станки.
Вначале думал, где взять первоначальный капитал, казалось, потребуется много денег. С каждым днем заказы увеличивались, а прибыль росла. Продукцию заворачивают в специальную упаковку, и развозим по ближайшим точкам или на базар. В будущем планируется еще расширять производство, но для этого нужно стать финансово устойчивыми. Говорит Айбек Умаров.
Айбек Умаров: Вот здесь наша продукция, наша гордость. Полуфабрикаты чучвара говядина и баранина, национальный колорит нашей продукции.
Не бойтесь развивать бизнес даже в такой конкурентной среде, как общественное питание - рассказала другая представитель малого предприятия Аида Кызалакова. Как она начинала и развивала свой бизнес - приготовление домашней еды на вынос. Блюда национальной кухни. Большинство бишкекчан вынуждены обедать вне дома. Зачастую для приготовления еды нет времени, помимо кафе ресторанов быстрого питания и прочих заведения кыргызстанцы покупают готовые обеды в супермаркетах и небольших магазинах. Аида уже более 5 лет занимается приготовлением еды на вынос и поставляет свою продукцию в магазины. Заказы бывают большие, блюда готовят каждый день, работают 5 человек. Котлеты самсы, ашлян-фу, пирожки, оромо, манты, гарниры. Повара профессионалы. В день прибыль более 15 тысяч сомов. Работникам выплачивает от 500 до 800 сомов в день. Закуп товаров и транспортные расходы около 6 тысяч.
Аида Кызалакова: Три года назад я сидела с ребенком в это время нечем было заниматься, решила чуть подработать. Начала готовить ашлян-фу, пирожки по малому количеству и это принесло мне доход. Ребенок вырос, отправила в садик и начала готовить в больших объемах. Вначале было несколько магазинов, потом объем увеличила, сеть продаж я увеличила.
Сегодня в республике малые и средние предприятия в основном заняты в сфере торговли и услуг, и меньше - в сфере производства. По словам экономистов сейчас нужно развивать данное направление. Необходимо увеличивать представителей малого и среднего бизнеса для развития КР.
Более подробно вы сможете услышать материал в аудио записи.
Эрмек Актанов, "Биринчи радио"