В стране процветает культура «стартапов», хотя республика считается не богатой в Центральноазиатском регионе. Так утверждают журналисты американского телеканала CNBC, побывав в Кыргызстане. Они ознакомились с инновационными проектами молодых разработчиков. Несмотря на отсутствие богатых природных ресурсов, Кыргызстан может превратиться в технологический хаб. Инициаторами новых идей выступают люди.
Развитие digital-сферы, то есть цифрового или интерактивного маркетинга сегодня во многом определяет продвижение любой страны. Команда ArtAsian – четверо молодых и креативных людей. Все они получили образование за рубежом и теперь охотно вкладывают полученные знания в развитие родной страны. Сейчас ArtAsian представляет собой площадку для демонстрации и продажи изделий, созданными своими руками. Любой ремесленник может заполнить заявку, сфотографировать свои изделия и отправить их команде проекта. Основатель стартапа Нурсултан Сулейманов говорит, что члены команды берут на себя ответственность за продвижение изделий и ее доставку.
Нурсултан Сулайманов: Идея такова талантливые мастера у них есть уникальные изделия, они загружают на наш веб-сайт, мы предоставляем им площадку.
Все это включает в себя элементы социального предпринимательства — команда хочет помочь ремесленникам заявить о себе. «Стартап» они сравнивают с торговой площадкой, с помощью которой можно приобрести все, начиная от ювелирных изделий, заканчивая предметами домашнего интерьера — сказала сооснователь Бегимай Сатаева.
Бегимай Сатаева: «Мы стараемся расширить наш ассортимент настолько, насколько возможно. Это будут предметы интерьера, аксессуары, ковры. То есть ассортимент не будет ограничиваться, будут все изделия, сделанные вручную с фокусом на национальный колорит».
Для запуска «стартапа» команда вложила свои средства. Каждый заработанный сом они пускают в развитие идеи. Проект ранее победил в международном конкурсе инноваций “Мобильный кубок Евразии”. Опередив Казахстан и Узбекистан, команда выиграла 25 тысяч долларов и получила путевку в Барселону на международный конкурс.
Велосипед без педалей, велосипед для бега или просто БЕГОВЕЛ — это популярное в Америке, Европе, Японии и в ряде других развитых стран детское транспортное средство, представляющее собой двухколесный велосипед без педалей, способный не только помочь ребенку ощутить всю радость от знакомства с миром скорости, но и научить быстро и весело освоить езду на велосипеде.
Велосипед без педалей является лучшим выбором для ребенка возраста 2-5 лет. Это довольно новый продукт для КР. Часто бывает, что с благими намерениями родители или бабушки и дедушки покупают ребенку велосипед слишком рано, а затем разочаровываются реакцией детей, так как зачастую до 5 лет ребенку тяжело сконцентрироваться на двух действиях одновременно: держать равновесие и крутить педали. Один из тех, кто делает беговелы, Азамат Азаров. После основной работы он идет мастерскую и вытачивает новые детали для очередной детской игрушки.
Азамат Азаров: "Беговел, во-первых, легкий, во-вторых, делается из экологически чистых продуктов, то есть не вреден для здоровья. Самая главная особенность: дети от 3 до 5 лет не в состоянии крутить педали, будь то трехколесный велосипед или велосипед с цепью".
Идея "стартапа" у Азамата Азарова родилась во время учебы в Европе. Он увидел, что детей там сажают не на привычные велосипеды с педалями, а на беговелы.
Азамат Азаров: Весь Дордой облазили, все бутики, базары. И тут пришло в голову: можно же подобное сделать и здесь у нас в Кыргызстане.
А это уже новый бренд - Cobbler. Молодые предприниматели Умед Назиркулов и Байбагыш Назарбаев решили начать свой бизнес. Думали о том, какой товар может удовлетворить потребности покупателей. В итоге остановились на том, что качественной обуви на местном рынке почти нет. Ребята сразу решили, что дешевую обувь делать не будут, но при этом она станет доступной. Сейчас одна пара мужских зимних ботинок стоит от 4 000 сомов. Нашли профессионального мастера Галину Серикову.
Галина Серикова: Я, например, считаю у нас лучше обувь, чем в той же, Германии и Турции. Все сделано по технологии. Мех натуральный, кожа.
Вначале появились первые пять моделей мужской обуви. Изготавливать только мужскую обувь начинающие предприниматели решили потому, что женщинам сложнее угодить - линейка должна быть гораздо шире. Для того чтобы получить обратную связь, продвигают «стартап» в социальных сетях - рассказал Умед Назиркулов. Кожа, подошва, фурнитура и клей используются российские. Натуральный мех закупается местный. Шьется вся обувь вручную. Товар продается через Интернет.
Умед Назиркулов: Сложно было начать этот бизнес, потому, что ты не знаешь –впереди ведь трудности. Все наши усилия выдались в эту замечательную обувь. Спрос на удивление очень большой.
Следующий наш герой Майрамбек Байышов - один из создателей лапши быстрого приготовления. Идея делать бешбармак за пять минут пришла его дяде. Прототипом послужило национальное блюдо, которое делают на родине Майрамбека в Таласской области. Больше года Байышов с родственниками обдумывали проект. Нужно было, и сохранить вкус настоящего бешбармака, и сделать продукт, хранящийся не меньше полугода.
Майрамбек Байышов: Помимо лапши, в пачке имеется два пакета: сухая смесь из мяса, лука, соли, красного и черного перца; бульон с солью, перцем и жиром. У продукта достаточно высокая себестоимость - более 40 сомов, в основном из-за конины. Оказывается, для 8 граммов сушеного мяса, которое есть в пакете, нужно 50-60 г свежего.
Поколение молодых и активных людей у нас в стране смело можно назвать поколением «стартаперов». Многие хотят заняться чем-то своим, придумать новое и полезное обществу и сделать успешный бизнес. Раньше новые идеи воспринимались как что-то несерьезное и провальное. А за последние несколько лет отношение к «стартапам» в Кыргызстане кардинально изменилось.
Более подробно вы сможете услышать материал в аудио записи.
Эрмек Актанов, "Биринчи радио"