В Кыргызстане только 9 директоров религиозных учебных учреждений имеют соответствующее образование. Об этом сообщили в аттестационной комиссии духовного управления мусульман Кыргызстана. Так, это было выявлено по завершению первого этапа аттестации религиозных учебных заведений. Аттестацию прошли 384 преподаватели и 71 директоров. В южных областях страны выявлены сомнительные медресе, деятельность которых проверит специальная комиссия. Как отмечают теологи, уровень знаний у религиозных кадров очень низкий, и проблема не в дипломах и аттестации.
Религиозные учебные заведения Кыргызстана прошли первый этап аттестации. Как отметили в аттестационной комиссии ДУМК, одним из главных требований для учебных заведений было наличие не только высшего религиозного, но и светского образования.
Как рассказала независимый член комиссии Улан Исаков, аттестация началась с 26 февраля текущего года, и завершен первый этап. Только у 177 преподавателей из 384 уровень знаний соответствует требованиям. Кроме того, аттестованы 10 директоров, 9 из которых имеют и религиозное, и светское образование.
В феврале, перед началом аттестации, как сообщалось, в Кыргызстане 92% директоров и 42% преподавателей медресе и высших учебных заведений не допущены к аттестации.
Но, как заявляют сегодня в ДУМК, представители 60 религиозных учебных заведений не были допущены к аттестации по причине того, что любо не имели светского образования, при этом имея религиозное, или наоборот.
Но, в любом случае, вопрос уровня знаний молдо поднимается не вчера и не сегодня, на протяжении многих лет, с развалом советского союза на образование религиозных деятелей не обращалось должного внимания. И местные молдо получали религиозное образование из разных источников и направлений, этого никто не может отрицать отмечают теологи.
Но проблема дипломов это не основная проблема,- говорит эксперт института стратегического анализа и прогноза Аман Салиев.
В обществе, когда поднимается вопрос о причинах выезда граждан Кыргызстана в Сирию, часто говориться об отсутствии должного религиозного образования граждан. Но никто не говорит, что на местах основной фундамент должен закладывать местный молдо, а если бы местный житель имел бы на достаточном уровне религиозную образованность, то и вербовкам повергался бы он не так часто,- отмечают эксперты.
В виду развития информационных технологий, современный молдо должен иметь не только светское и религиозное образование, но и знать любой вопрос от а до я,- считает Аман Салиев.
Напомним, 3 февраля 2014 года на заседании Совета обороны были обсуждены существующие проблемы в Духовном управлении мусульман Кыргызстана . Тогда было принято решение о реформировании ДУМК. Первым этапом реформы стала аттестация имамов мечетей. Вторым - аттестация учителей, преподавателей религиозных учебных заведений, директоров этих заведений и самих учебных заведений и медресе. По официальным данным, в Кыргызстане всего числятся 92 медресе, 10 высших религиозных учебных заведений.
С. Калдыбаева, “Биринчи радио”