У каждого есть своя история, связанная с общественным транспортом. Садясь в маршрутку, нужно психологически готовить себя к приключениям: то водитель окажется гонщиком, то кто-нибудь подрежет и вся маршрутка летит к выходу, то интересный персонаж окажется в транспорте и будет вас толкать, наступать на ноги или того хуже, скандалить и обзывать.
26 летняя Айпери, попала в очень неприятную ситуацию. Когда девушка выходила из маршрутки, водитель не заметил ее и тронулся с места, вследствие чего Айпери упала и сильно повредила себе ногу. Т.к. у девушки ДЦП, после полученной травмы, ей пришлось долго лечится и восстанавливаться.
В интервью, девушка рассказала, как так вышло и как этот случай повлиял на ее жизнь.
«Сейчас я очень боюсь маршруток, боюсь подниматься и боюсь ездить»
Я села в 111 маршрутку... Мне не хочется обвинять каждого человека, который ездит по этому маршруту, но, к сожалению, номера машины я не запомнила. Я приехала на остановку, вот сюда (остановка на пр.Чуй пер. Шопокова), когда я спускалась, водитель дал по газам, он не заметил, что я еще не спустилась и не закрыла дверь. Получается моя одна нога осталась в маршрутке, а другая на улице. Я благодарю Аллаха, что серьёзных последствий и травм у меня не случилось. Я просто сильно ударилась. А потом, через неделю, нога стала опухать, и я начала хромать. Мне пришлось подлечиться и прокапаться.
Эта ситуация повлияла на мою жизнь. Сейчас я очень боюсь маршруток, боюсь подниматься и боюсь ездить. Я понимаю, что часто ездить на такси, не могу себе позволить. Я пытаюсь бороться с этим страхом, чтобы снова начать пользоваться общественном транспортом.
Родителям, я сказала, что ударилась. А то, что я ездила каждый день по больницам, лечилась, говорить не стала. Я не хочу травмировать близких. Для них итак было барьером то, что я начала выезжать, работать, а то, что еще, чуть скажем, в аварию не попала, это тоже бы повлияло на них.
Сейчас я начинаю смотреть, где маршрутка остановилась, остановилась ли он точно.
Мне могут сказать, что «Нет, ты, может быть, сама не так спустилась!»
Заявления с моей стороны не было, потому что водитель сам испугался того, что произошло. И еще, я ценю свое время, а мне еще идти и доказывать, что это было по его вине. Мне могут сказать, что «Нет, ты, может быть, сама не так спустилась!». Если бы я написала заявление, мне нужно было бы ездить в милицию, вместо этого пришлось ехать в больницу и проверяться. Мое здоровье намного важнее, чем я пойду, заявлю, об этом неделю поговорят в новостях и все.
«Когда я начинаю торопиться у меня наоборот, начинает схватывать ногу. Не нужно торопить лиц с инвалидностью»
Водители настолько гонятся за временем, останавливаются за километр... Обычный человек может подбежать и сесть, а человек с инвалидностью, ему нужно время, чтоб туда дойти, а если человек не успевает, все, его маршрутка ушла, приходится ждать следующую.
Мне бы хотелось, чтоб человек, который водит транспорт для всех граждан, понимал, что пару минут нужно подождать, пока человек спустится, пока поднимется… Потому что у меня был случай, когда я поднималась, водитель начал меня торопить «Болбойсунбу, батырак!», «Поднимайся, поднимайся, у меня время!». А когда я начинаю торопиться у меня наоборот, начинает схватывать ногу. Не нужно торопить лиц с инвалидностью, просто их нужно чуть-чуть подождать.
«Я очень часто сталкиваюсь с тем, что кто-то сигналит, пока я поднимусь или спущусь, кто-то кричит…»
Есть еще одна проблема - паркующиеся на остановке машины. Пытаешься увидеть маршрутку, перед ней стоит машина и тебе приходится обходить эту машину, чтобы увидеть проезжающий транспорт. Я вот даже на остановках водителям говорю, «А вы можете в другом месте парковаться, не на остановке? Просто я не могу увидеть», мне отвечают «А тебе то, что?». Мне то что, мне надо уезжать.
Маршрутники редко останавливаются около бордюра. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что кто-то сигналит, пока я поднимаюсь или спускаюсь, кто-то кричит…, и я улыбаюсь так, ладно. Потому что я уже это прошла, не обращаю на это внимание.
Я очень часто сталкиваюсь с тем, что кто-то сигналит, пока я поднимусь или спущусь, кто-то кричит…, и я улыбаюсь так, ладно. Потому что я уже не обращаю на это внимание.
Думаю, что водителям маршруток и троллейбусов нужно учитывать, что когда подходит и садится человек с инвалидностью, ему нужно дать время, чтобы сесть, а когда сядет, можно спокойно трогаться.
Айпери работает в Общественном объединение девушек с инвалидностью «Назик кыз» и уже более 5 лет основным транспортом для девушки является маршрутное такси. Данный инцидент произошел около месяца назад. Айпери прошла лечение и сейчас чувствует себя хорошо. Но очень боится передвигаться по городу на общественном транспорте..
Напомним, президент Сооронбай Жээнбеков подписал закон КР «О ратификации Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года и подписанной 21 сентября 2011 года».
Закон принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 7 февраля 2019 года, - http://president.kg/ru/sobytiya/13612_kirgizstan_ratificiroval_konvenciyu_oon_opravah_invalidov.
Согласно Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью:
"...государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, ..., а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры,которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
(https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml)
Также в Законе КР об автомобильном транспорте сказано об основных принципах безопасности людей:
«Приоритет безопасности перевозок, защиты жизни и здоровья людей, их имущества, охраны природы и культурных ценностей…», - ст 8, пункт 1.
«Перевозчики, как владельцы автотранспортных средств - источника повышенной опасности, обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность перевозимого имущества, безопасность движения транспортных средств, надлежащее техническое состояние автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, багажа и грузов, соблюдение режима труда и отдыха водителей и охрану окружающей среды», - ст. 6, пункт 2.
Конвенции и законы есть, но соблюдаются ли они? Ведь их основная идея заключается в том, чтобы к людям с инвалидностью относились на равных, чтобы у них была полная вовлеченность в общественную жизнь.
История с Айпери - это не единичный случай. Людям с инвалидностью необходимо равноценное отношение. Исходя из прав человека, их нельзя воспринимать, как больных. Поэтому власти должны регулировать инфраструктуру и создавать условия для них.
И напоследок, хотелось бы отметить, что люди с инвалидностью представляют собой лучших экспертов городского пространства и любых общественных помещений, если им будет удобно и комфортно передвигаться по городу, пользоваться общественным транспортом, то и для всех граждан страны, городское пространство будет безопасным.
Материал подготовлен Коалицией за Равенство Кыргызской республики.
Коалиция за Равенство Кыргызской Республики является неформальным объединением, созданным на общественных началах из представителей организаций гражданского общества, юридических и физических лиц для взаимодействия и сотрудничества в области прав человека, против всех форм дискриминации и за равные права в Кыргызской Республике.