В стране активно ведется строительство дорог. Прокладывается стратегическая трасса - Север-Юг. Повсеместно строятся внутренние дороги. В городах республики и в столице обновляются дорожные полотна.
Трасса через перевал Тоо-Ашуу на сегодняшний день пока единственная, что объединяет Север и Юг страны. К примеру, жителям Нарнынской или или Иссык-кульской областей, чтобы попасть в Джалал-Абад приходится сначала приезжать в Бишкек, преодолевая сотни лишних километров. Оттого и трасса Бишкек-Ош считается одной из сильно перегруженных.
По подсчетам, через перевал Тоо-Ашуу ежедневно должны проезжать только 460 машин. На деле же проезжают в 8 раз больше, порядка 3 с половиной тысяч. И есть риски, что в ближайшие годы трасса не сможет обслуживать такой большой транспортный поток.
Альтернативой автотрассы Ош-Бишкек будет магистраль Джалал-Абад - Балыкчи протяженностью всего 433 километра. Существующая трасса между Балыкчи и Джалал-Абадом составляет 748 километров. Если будет построена альтернативная дорога, то она сократит расстояние на 330 километров.
Дорога будет прямой, разве что нужно преодолеть перевал Кок-Арт. А высота перевала составляет 2500 метров, высота же Тоо-Ашуу - 3000 метров.
Процесс строительства дороги Джалал-Абад - Балыкчи разделен на три фазы. В первой фазе будет построена дорога Джалал-Абад - Казарман протяженностью 242 км. Во второй фазе будет проложена дорога от Казармана в Арал протяженностью 96 км. Третья фаза - строительство трассы Арал - Кочкор - Балыкчи в 74 км.
На сегодня начата только первая фаза строительства. А работы на самом деле много. Здесь, в Тогуз-Тороузском районе ранее и вовсе не было дороги, работникам приходится строить все по новой.
Взялись и за самую тяжелую работу: прокладывают тоннель в горе вместо дороги вокруг. Его ширина - 10 метров, длина - почти 4 километра. Здесь же рядом на перевале Кок-Арт строится дополнительный тоннель на случай экстренных ситуаций, чтобы обеспечить непрерывность транспортного потока.
Сейчас рубят проходы в горе сразу с обеих сторон. Уже вырыто в глубину порядка 100 метров. Учитывается каждая мелочь: риски схода лавин, селей. Для этого устанавливают специальные бетонные перегородки.
В рамках первой фазы установят и 12 мостов. БОльшая половина работ уже позади. Каждую деталь тщательно проверяют специалисты из минтранса.
“Каждая деталь подвергается проверке, она должна соответствовать всем требуемым нормам. Арматура, используемая для строительства мостов, должна иметь отдельный сертификат соответствия, мы привозим ее из России. К тому же наша проверка не конечная. После качество мостов проверяет агентство строительства на наличие каких-либо дефектов.”,- отмечает помощник инженера Улан Султанов.
Строительство альтернативной трассы положительно отразилось и на местных жителях. По договоренности, 70 % рабочей силы должны быть из их числа. Зарабатывают они в зависимости от квалификации: разнорабочие получают по 15 тысяч сомов, инженеры по 40 тысяч.
Конечно, плюсов от строительства альтернативной дороги Север-Юг немало: данный маршрут будет пролегать в большой отдаленности от линии госграниц с соседними странами, что важно для безопасности государства. К тому же создание сквозного транзита по маршруту Россия-Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан в обход Узбекистана позволит стране выйти из транспортного тупика при сохранении экономической самостоятельности. А это приобретает особую актуальность в рамках вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Отроются прямые пути для экпорта. По плану, строительство альтернативной дороги завершится к ноябрю 2018 года.
Ж.Капарбекова, Г.Касымбекова, Э. Абыкеев, ОПК, Итоги Недели.