Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы обвиняют в том, что специалисты выдают ложные, а порой и абсурдные заключения. Например, при вскрытии трупа мужчины судмедэксперт выдал заключение, что проверил органы, которых у мужчины не может быть от природы. Таким образом, вместо определенного диагноза, они копируют диагноз другого умершего человека и выносят заключения, - отмечают эксперты.
Гульнара Мамытбекова полтора года назад лишилась супруга. Судмедэксперты вынесли диагноз острый инфаркт из-за алкогольной интоксикации. Но он не пил. Оказалось, что эксперты элементарно перепутали диагноз супруга с каким-то бомжом, - говорит она.
"Алкоголь не нашли в организме. Акунов извинился говорит, случилась техническая ошибка. Кажется, что они просто копируют заключения. Потому, что замдиректора сказал, что это был диагноз бомжа. Разве такое может быть?!",- недоумевает Гульнара.
Директор Центра независимой экспертизы рассказывает о другом абсурдном случае: когда по заключениям экспертов у мужчины вдруг обнаружили женские половые органы.
В городе Токмок был обнаружен труп мужчины. В заключении судмедэкспертизы говорится: взяты кусочки внутренних органов, мозг, печень, селезенка, матка, яичники.
"С потолка написали, из-за этого они просидели полтора года. Все это показывает уровень. Шаблоном работают, из мужчины сделали женщину" - говорит директор Центра независимой экспертизы Кубат Шадыбеков.
В бюро судмедэкспертизы сослались на невнимательность эксперта, которому тогда не много не мало было 80 лет, сейчас он не работает.
Например, в Казахстане у организаций и частных лиц есть выбор: обращаться к государственным экспертам или к частным. В Кыргызстане же, если возбуждается уголовное дело, то следователь запрашивает судебно-медицинскую экспертизу в государственном бюро. И только в случае несогласия сторон, заключение можно оспорить и обратиться к независимому эксперту.
«Бывает в год до 5 тысяч потерпевших проверяем. Всегда будут недовольные. Допустим, я говорю, что все объективно, но есть и несогласная сторона», - отмечает замдиректора Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Эрнст Акунов.
По республике судмедэкспертами работают 125 человек, в городе всего 80. Так, в прошлом году они дали заключение по более чем полутора тысячам тел. Центр испытывает нехватку кадров в связи с маленькой заработной платой. Эксперт получает 6 тысяч сомов.
Между тем, неправильно сделанная судмедэкспертиза стоит тысяч погубленных судеб, многие годы ни в чем не повинные люди сидят за решеткой. Тем временем, отдельные сотрудники бюро судмедэкспертизы живут очень даже неплохо, говорят граждане, заявляя о коррумпированности экспертов.
Эти и другие факты говорят о необходимости перемен в системе кыргызской судебно-медицинской системы. Опыт развитых стран мира указывает на альтернативу государственной системы экспертиз. Например, в Германии государственная экспертиза существует лишь для контроля за частным институтом и выдачи разрешительных лицензий.