Жаңылыктар
Проект новой Конституции страны на этой неделе обсудили депутаты при участии членов конституционного совещания
Новости Кыргызстана
Проект новой Конституции страны на этой неделе обсудили депутаты при участии членов конституционного совещания

Проект новой Конституции страны на этой неделе обсудили депутаты при участии членов конституционного совещания. А между тем, отдельные его статьи и нормы продолжают вызывать несогласие у некоторых представителей гражданского общества.


Ряд неправительственных организаций и фондов на этой неделе высказались против отдельных положений проекта Основного закона. Помимо базовых норм, помимо того, что новая Конституция предполагает введение президентской формы правления в Кыргызстане, оппонентов не устраивают и другие ее статьи. К примеру, положение о формировании состава ЦИК. Согласно пункту 6, части 3, статьи 80 проекта Основного закона, Жогорку Кенеш избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: половину состава - по представлению президента, половину - по собственной инициативе и освобождает их в случаях, предусмотренных законом. Это проект новой Конституции! Не сложно предположить, что в ту половину, которую ЖК избирает по собственной инициативе, будут входить выдвиженцы от всех партий и депутатов, избранных по одномандатным округам. Но оппоненты, очевидно, все еще находясь под влиянием парламентаризма, забывают о том, что не только партии, но и депутаты одиночки будут представлены в новом созыве ЖК, избранном по новой Конституции. И их мнение тоже должны учитываться в подобных ситуациях.


А что говорит обо всем этом действующий Основной закон? Согласно ныне действующей Конституции, парламент избирает одну треть состава - по представлению президента, одну треть - от парламентского большинства и одну треть - от парламентской оппозиции и освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом. Как говорится: найдите разницу...


А разница в том, что, по мнению противников конституционной реформы, проект не включает в себя рассмотрение представлений от парламентской оппозиции, то есть, не соблюдает международные стандарты и нормы демократического развития. При этом оппоненты проекта опираются на пункт 75 принятого Венецианской комиссией «Свода рекомендуемых норм при проведении выборов - руководящие принципы и пояснительный доклад», где говорится, что, как правило, в состав Центризбиркома должны входить представители партий, уже находящихся в парламенте или набравших более определенного процента голосов. Ну, то есть, в рекомендациях Венецианской комиссии, конкретно в пункте 75, принятого им «Свода рекомендуемых норм…», нет ни слова о том, что Конституция демократической страны должна в обязательном порядке предусматривать представления парламентской оппозиции при формировании состава ЦИК.


Кроме того, оппоненты проекта в своих возражениях ссылаются на то, что наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ также рекомендовали, цитата: «разрешить гражданскому и судейскому сообществу назначать членов ЦИК с целью улучшения беспристрастности и плюрализма». Они считают необходимым расширить представительность состава Центризбиркома такими субъектами, как оппозиционное меньшинство и гражданский сектор. Ну, что тут скажешь? Только то, что рекомендации наблюдателей, конечно, вещь полезная, но это всего лишь рекомендации. Выполнять их или нет - решает все-таки народ, граждане страны. И результаты предстоящего референдума зависят только от граждан этой страны.


И еще, правозащитники считают, что включение в состав ЦИК представителей разных политических групп, в том числе, и оппозиционных, обязательно приведет к ее независимости и непременно обеспечит надлежащее управление избирательным процессом, и, тем более, будет способствовать объективному подходу и принятию обоснованных решений. И тут напрашивается вопрос: а разве за последние десять лет, когда в ЦИК были представлены и выдвиженцы от оппозиционных партий, разве все эти десять лет управление избирательным процессом в Кыргызстане было безупречным, разве все решения ЦИК за эти годы были обоснованными и независимыми?


Если бы это было так, то, наверное, не случилось бы того безобразия и беззакония, которое мы наблюдали на выборах 4 октября, и которое стало основной причиной недовольства масс и политических волнений в стране. Создается ощущение, что оппоненты идут против перемен не по своей воле, а по чьей-то сторонней подсказке. И, выступая против конституционной реформы, ищут не столько причины своих возражений, существенные ошибки или недоработки проекта, сколько повод для политических и правовых инсинуаций. И это не красит правозащитное и оппозиционное движение в стране, считают политологи…А конституционная реформа, между тем, продолжается…