В Кыргызстане дети с нарушениями слуха учатся по старым советским учебникам, используя для общения русский жестовый язык.
Для преодоления последствий пандемии и особенностей дистанционного обучения, в данное время разрабатывается мобильное приложение “Дилгир”, призванное облегчить процесс обучения первоклассников специальных школ-интернатов и развивать навыки коммуникации у детей с нарушениями слуха.
Предыстория “Дилгир”
С началом этого года для преодоления последствий пандемии ЮНИСЕФ и ПРООН в Кыргызской Республике оказали поддержку для разработки и запуска двуязычного мобильного приложения «Дилгир» для неслышащих и слабослышащих детей. Приложение является дополнением к учебнику “Дилгир-1”, над созданием которого работает методический совет Специальной общеобразовательной школы-интернат для детей с нарушениями слуха, совместно с общественным фондом «Технолэнд». Учебник представлен одновременно на русском и кыргызском языках, позволяющий внедрить единую методику обучения на обоих языках. Ожидается, что при помощи “Дилгир” первоклассники спефициализированных школ-интернатов Кыргызстана смогут улучшить процесс обучения и навыки коммуникации, в том числе и с внешним миром.
Прототипом приложения является учебник “Звездочка” 1987 года
Специалисты школы во главе с директором Джаманбаевой Каныкей, имеющие многолетний опыт обучения детей с нарушением слуха, воплощают в жизнь наработанную методику преподавания, внося вклад в развитие сурдопедагогики и кыргызского языка в стране. Прототипом данного пособия и, следовательно, приложения является учебник «Звездочка» 1987 года выпуска. В рамках проводимой работы изучаемые слова и карточки-задания по темам первой четверти обучения будут отражены мобильном приложении «Дилгир», а сам учебник опубликован на мобильно-адаптированном сайте http://technoland-inno4kg.kg.
“Дилгир” предназначен как для неслышащих, так и для слабослышащих детей
В приложении и в мультимедийном учебнике изучаемые слова сопровождаются картинками и дактилем для более быстрого освоения слов, а для подключения остаточного слуха у слабослышащих детей обеспечено звуковое сопровождение слов. Вдобавок, интерактивные игры приложения помогут проверить уровень освоения каждой темы.
Кыргызскую версию учебника и приложения курируют также специалисты центра детского творчества «Шайыр Балалык» и профессор с КГНУ им. Баласагына. Введение в обиход кыргызских слов, начиная со школьной скамьи, является актуальной темой для обсуждения.
Председатель ОФ «Технолэнд» Рена Султангазиева убеждена, что «именно такое сотрудничество учителей школы, творческих центов, профессорско-преподавательского состава ВУЗов и ИТ-специалистов обеспечивает создание инновационных учебных материалов». Рена отмечает: «Это важно для детей с определенными сенсорными нарушениями, когда важно охватить все каналы восприятия. Поддержка таких проектов международными организациями помогает получить доступ к образовательным ресурсам каждому ребенку, и в дальнейшем реализовать себя в большом мире».
Данная инициатива является продолжением проекта «Inno KG», проведенного ПРООН и ЮНИСЕФ в 2020 году. Отметим, что в рамках этого проекта ранее были разработаны три мобильных приложения на базе дошкольной образовательной программы.