Жаңылыктар
Основные зоны коррупционных рисков в основном кроются в госзакупках
Новости Кыргызстана
Основные зоны коррупционных рисков в основном кроются в госзакупках

Рабочая группа Совета обороны подвела итоги деятельности по контролю реализации государственной стратегии антикоррупционной политики за 2015 год.

Экспертами Рабочей группы было выявлено, что основные зоны коррупционных рисков в основном кроются в государственных закупках, кадровых назначениях, лицензионно-разрешительной системе, а также в сфере оказания государственных услуг. 

Среди основополагающих причин коррупционных рисков в госорганах отмечаются слабое законодательство, различные проблемы с функциями госорганов (дублирующие или излишние, так называемые «сверхфункции»), неотрегламентированность внутренних процессов, хаотичность принимаемых управленческих решений, отсутствие или недостаточный уровень автоматизации процессов, а также отсутствие прозрачности.
 
 Ниже приведен анализ деятельности Совета обороны за  двухлетний период (с ноября 2013 по декабрь 2015 года)
 

1. На законодательном уровне Рабочей группой Совета обороны внесены рекомендации о разработке новых и кардинальной переработке нормативных правовых актах во всех рассмотренных госорганах.
 

2. На управленческом уровне запущены процессы по обеспечению прозрачности процедур, совершенствованию кадровой политики, сокращению излишних бюрократических барьеров. По отдельным госорганам внесены конкретные предложения по ответственности соответствующих должностных лиц. В качестве примера изменений на управленческом уровне можно привести несколько реализованных на практике рекомендаций Рабочей группы Совета обороны.

  • В Дорожно-патрульной службе МВД внедрена система финансового поощрения и улучшения материально-технического обеспечения. Так, внедрен механизм, при котором 25% денежных средств от штрафов поступают на счет ДПС МВД для улучшения ее материально-технического обеспечения и стимулирования сотрудников службы.
  • На основе рекомендаций Рабочей группы Совета обороны в Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам ликвидированы коррупционные возможности по передаче месторождений в закрытом режиме с участием узкого заинтересованного круга лиц. Исключены прямые переговоры и усовершенствована процедура проведения аукционов для недропользователей. В результате проведенных аукционов в 2014-2015 годах в бюджет внесено около 400 млн. сомов, что в 10 раз выше поступивших в бюджет средств за 2013 год.
  • В Министерстве образования и науки на основе антикоррупционных мероприятий, предложенных Рабочей группой Совета обороны, частные детские сады освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС и налога с продаж, максимально облегчено лицензирование детских садов: список разрешительных документов сокращен в два раза. Благодаря этому показатели «появляемости» детских садов выросли на 27%, половина детских садов легализуются, выходя из «тени». В сфере высшего образования время лицензирования вузов снижено с 5 месяцев до 20 дней. Кроме того, закрыты юридические лица при вузах и внедрен принцип «1 вуз – 1 юридическое лицо», за исключением НИИ.
  • В системе Социального фонда значительно улучшена система проведения депозитных аукционов. Ранее в подобных аукционах участвовали только избранные банки, система отбора которых была непрозрачна. В настоящее время, по настоянию Рабочей группы Совета обороны, состав комиссий был расширен. Теперь в них входят и представители гражданского общества. По результатам работы этой комиссии, в аукционах участвуют не 2-3 банка на правах монополистов, а 8-9, т.е. возможностей для коррупционных проявлений стало значительно меньше.
     

3. На технологическом уровне в госорганы вводятся элементы системы автоматизации управления.

  • Так, Дорожно-патрульной службой МВД в целях минимизации контакта сотрудников ДПС с участниками дорожного движения в 2014 году впервые была введена в действие система оплаты административного штрафа за нарушение ПДД через POS-терминалы, установленные в патрульных автомашинах ДПС, а также через платежные банковские терминалы. В 2014 году по такой форме оплаты в госбюджет поступили около 12 млн. сомов. В 2015 году сумма составила более 25 млн. сомов, что в 2 раза больше прошлогоднего показателя.
  • По рекомендациям Рабочей группы Совета обороны в Департаменте регистрации транспортных средств и водительского состава ГРС внедрена автоматическая информационная система АИС «Тестирование», благодаря которой значительно снижается возможность коррупционных манипуляций со стороны работников ГРС. Департамент регистрации населения и актов гражданского состояния ГРС, т.е. паспортный департамент, благодаря рекомендациям Рабочей группы Совета обороны, приступил к внедрению электронной автоматизированной системы АИС «Паспорт», которая исключит заполнение бланков в бумажном виде, значительно снизит количество брака, ускорит получение паспортов гражданами КР, и соответственно, снизит количество коррупционных проявлений в этой сфере.
  • Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам по предложениям Рабочей группы Совета обороны, изложенным в Детализированном плане по данному ведомству, на электронном сайте запущена «Интерактивная карта месторождений», снижающая возможность манипуляций и незаконных вознаграждений за доступ к базе данных.
  • В Министерстве образования и науки реализована электронная система приема в университеты, которая позволяет обеспечить прозрачность приемной кампании.
  • В Социальном фонде теперь каждый гражданин может предварительно посчитать свою пенсию на официальных сайтах ведомства www.sf.kg или www.pensia.sf.kg, а также получить необходимую информацию о необходимых документах и шагах, для назначения и перерасчета пенсии.

4. На функциональном уровне Рабочая группа Совета обороны проанализировала функции рассмотренных госорганов на предмет исключения дублирующих или излишних функций.

Так, по рекомендации Рабочей группы Совета обороны в Государственной регистрационной службе были ликвидированы наиболее коррупционноемкие отделы срочного документирования ГРС с передачей их функций в паспортные столы ГРС. Кроме того, были внесены предложения по исключению дублирующих функций у подведомственных подразделений ГРС, таких как ГУ «Специализированный центр информационных услуг» и Департамент регистрации транспортных средств ГРС.
 
 5. На институциональном уровне, т.е. по проведению институциональных реформ, в связи с выявлением многочисленных коррупционных рисков было внесено предложение о ликвидации ОАО «Агропродкорпорация».
 
 Для справки: Деятельность Рабочей группы Совета обороны по контролю реализации государственной стратегии антикоррупционной политики (далее – Рабочая группа Совета обороны) основывается на принятой в 2012 году Государственной стратегии по антикоррупционной политике, которая признала коррупцию в Кыргызской Республике в качестве серьезной угрозы национальной безопасности. Кроме того, в 2013 году был принятУказ Президента «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти», в котором среди прочего было поручено создать Рабочую группу Совета обороны по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики.