Жаңылыктар
Невосполнимая утрата кыргызского кинематографа
Культура
Невосполнимая утрата кыргызского кинематографа

"Записанное движение" с греческого - синематограф - революционное изобретение конца 19 века, предоставившее необъятное пространство для творчества. Кинематограф в Кыргызстане - одна из самых ярких страниц его авторской истории. 

Так называемое "кыргызское чудо" - поиск и переосмысление вечных ценностей с привязкой к конкретным месту и времени выпускников ВГИКа и высших режиссёрских и сценарных курсов при Госкино СССР - Мелиса Убукеева, Толомуша Океева, Болота Шамшиева и Геннадия Базарова. Благодаря их кинолентам кинематограф Кыргызстана приобрел широкую международную известность. Как охарактеризовал секрет феноменального успеха кыргызского кино тех лет самый молодой из них, Геннадий Базаров, - "мы были полны оптимизма, мечтали снимать хорошие фильмы, любить и приносить хоть какую-то пользу родине - вот и весь секрет".

Незаурядные способности Геннадия Базарова проявились уже в его курсовых работах режиссёрского факультета ВГИКа. Его дипломная картина - экранизация произведения Чынгыза Айтматова "Материнское поле" - считается одной из лучших кыргызских кинокартин по сей день.

Его педагоги говорили, что он снимает с первого дубля. Он считается первым из режиссеров авторского кино в стране. "Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР» с 1974 года. Народный артист Кыргызской Республики с 1991-го. Лауреат президентской премии "Золотое перо", международной премии им. Чынгыза Айтматова. Обладатель Гран-при Международного кинофестиваля и приза концерна "Мосфильм", титула "Человек года" и ордена Манас III степени. За выдающийся вклад в развитие кинематографа Кыргызстана в 2013-м удостоен звания лауреата Национальной кинопремии "Ак Илбирс". В декабре 2022-го, за существенный вклад в развитие интеллектуального и культурного потенциала страны в декабре прошлого года Геннадий Базаров был награжден орденом "Манас" II степени.