Конфликт родственников с населением с перезахоронением пожилой женщины в Ала- Букинском районе вызвал резонанс в обществе. Можно заметить мнения, противоречащие здравому смыслу, есть и те, кто против деструктивных действий местного населения по отношению к усопшему, несмотря на веру и религию.
Духовное управление мусульман Кыргызстана выразило свою позицию, отмечая, что в Кыргызстане конфликты при захоронении происходят из-за незнания традиций. Все граждане должны быть похоронены на кладбищах своих религий. Кладбища делятся на христианские и мусульманские, и во избежание подобных конфликтов, родственники умерших должны учитывать эти факторы.
Тем временем, как отмечают в МВД, перезахоронение женщины в Ала-Буке требует тщательного разбирательства и находится под контролем.
Позволяется ли по канонам шариата перезахоронение человека несколько раз, почему граждане критически относятся к другим религиям или протестантам, тенденция конфликтов усиливается или так было всегда?
Напомним, в Ала- Букинском районе Джалал-Абадской области, 13 октября скончалась 76-летняя пожилая женщина Каныгуль Сатыбалдиева, и семья планировала похоронить ее на местном мусульманском кладбище в селе Орукту. Как рассказала «Биринчи радио» дочь умершей женщины Жылдыз, местное население не позволило похоронить ее здесь, и пришлось похоронить ее в районном кладбище.
Подобный случай вызвал общественный резонанс, кто- то выражает возмущение, а кто- то поддерживает. Каждый человек, который зарегистрирован в социальных сетях, может натолкнуться на разные суждения и взгляды по этому поводу.
Аналогичный случай произошел в селе Теплоключенка Аксууйского района Иссык-Кульской области, где местные жители не позволили похоронить 60-летнюю женщину на местном кладбище, которая скончалась 21 октября. Женщина придерживалась при жизни баптистско-христианского вероучения. Как сообщил «Биринчи радио» казы Иссык-Кульской области Алмаз Сагындыков, в субботу аким района выделил участок для захоронения тела.
«Она скончалась в пятницу после обеда, местные жители выступили против ее погребения на новом кладбище, где похоронены мусульмане. Родственники умершей встретились с акимом, и во избежание конфликтов, выделен участок в 500 метрах от старого кладбища. Раньше баптистов и христиан хоронили в Балыкчы и Каджы- Сае, где были кладбища христиан. Такие конфликты у нас происходят не в первый раз» - отметил он.
Тем временем, в Кыргызстане конфликты при захоронении происходят из-за незнания традиций. Как отметил начальник отдела ФАТВА Духовного управления мусульман Кыргызстана Бактияр Токтогазы уулу, все граждане должны быть похоронены на кладбищах своих религий. Кладбища делятся на христианские и мусульманские, и во избежание подобных конфликтов, родственники умерших должны учитывать эти факторы.
Однако, кладбища делятся на христианские и мусульманские только в крупных городах, а в маленьких селах нет такой возможности. На что представитель ДУМК считает, что эти вопросы должны решать местные органы власти.
Как отмечает теолог Кадыр Маликов, перезахоронение умершего не позволяется по канонам Ислама и считается грехом. По мнению теолога это очень тонкий и религиозный. В Конституции прописано о свободе религий. В случае в Ала- Буке, несмотря на обвинения в баптизме, женщина является гражданином Кыргызстана. Подобная ситуация существует во многих странах. "В стране, такие явления возможно будут усиливаться",- продолжил Кадыр Маликов.
В Кыргызстане зарегистрировано свыше 2,5 тыс. религиозных объединений и организаций. На сегодняшний день по всей республике около 2 тысяч человек стоят на учете как сторонники экстремистских взглядов. Не секрет, со времени получения независимости в Кыргызстан стекается множество религиозных сект, они вызывают в народе различные противоречивые мнения. Что касается баптистов, то по некоторой информации, на сегодняшний день в стране их насчитывается около 3 тысяч и 50 домов молитвы.
Салтанат Калдыбаева. "Биринчи радио".