Депутат Жогорку Кенеша Марлен Маматалиев подготовил законопроект о правилах езды на электросамокате.
Согласно документу, целью и задачей законопроекта является обеспечение безопасности дорожного движения путем законодательного урегулирования вопросов, связанных с эксплуатацией средств передвижения таких как электросамокаты, самокаты, гироскутеры и иные подобные устройства (далее – средства индивидуальной мобильности).
Так, по неофициальным данным на сегодняшний день на территории города Бишкек насчитывается порядка 30 тысяч средств индивидуальной мобильности, причем с каждым днем данное количество только растет.
Принято считать, что доступность средств индивидуальной мобильности для граждан является одной из основных положительных качеств данного вида средства передвижения, однако такое их качество приводит к некоторым неблагоприятным ситуациям ввиду того, что дороги, в том числе аллеи и тротуары в Кыргызстане не рассчитаны для езды по ним на средствах индивидуальной мобильности.
Следует отметить, что средства индивидуальной мобильности представляют собой источник повышенной опасности, средний вес которых составляет 30-35 кг, а скорость передвижения до 35-40 км/час.
В связи с этим, проектом закона предлагается ввести в законодательство КР понятие «средство индивидуальной мобильности», определить статус лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, а именно прировнять их к пешеходам, которые в соответствии со ст.4 Правил дорожного движения Утвержденный постановлением правительства КР от 4 августа 1999 года № 421, на ряду с лицами, ведущие велосипед обязаны спешится на пешеходных переходах, а также наделить кабинет министров и органы местного самоуправления полномочиями по утверждению соответствующих правил, определяющих порядок и условия эксплуатации средств индивидуальной мобильности.
Кроме этого, установлено, что органы местного самоуправления в обязательном порядке осуществляют отвод дополнительных дорожек, предназначенных для средств индивидуальной мобильности на всех имеющихся дорогах, в том числе при проектировании, строительстве и ремонте новых дорог, со всеми дорожными знаками в соответствии с законодательством КР о дорожном движении.
Дальнейшая реализация проекта Закона потребует подготовки и принятия определенных подзаконных актов со стороны кабмина (в том числе внесение изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением правительства КР от 4 августа 1999 года № 421), которые должны четко регулировать все вопросы, связанные с эксплуатацией средств индивидуальной мобильности.
Так, при подготовке проектов вышеуказанных подзаконных актов планируется тщательно изучить отношения, связанные с использованием средств индивидуальной мобильности и предусмотреть в них следующее:
- лица использующие средства индивидуальной мобильности двигаются по специально отведённой полосе/линии, в случае ее отсутствия по правому краю обочины по направлению движения транспортных средств;
- обязать лиц, использующих средства индивидуальной мобильности при переходе дорог и движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости оборудовать его всеми необходимыми предметами со светоотражающими элементами для снижения риска остаться незамеченными и предотвращения возникновения дорожно-транспортных происшествий;
- собственники (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) пунктов проката средств индивидуальной мобильности обязаны проводить инструктаж по соблюдению правил дорожного движения, а также поддерживать средства индивидуальной мобильности в надлежащем техническом состоянии;
- в случае если неисправность средства индивидуальной мобильности, послужило причиной дорожно-транспортного происшествия, то ответственность за последствия их использования участниками дорожного движения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики возлагается на собственников этих средств индивидуальной мобильности;
- и другие необходимые мероприятия для защиты жизни и здоровья всех участников дорожного движения и предотвращения возникновения дорожно-транспортных происшествий.